Творческий кружок "Пластилиновое чудо"
17.02.2023
Программа кружка "Пластилиновое чудо"
17.02.2023
Рабочая программа кружка«Пластилиновое
чудо»
в средней группе на 2022-2023 уч. год
Подготовила
воспитатель Горбатенко В.Г.
Пояснительная записка
Творчество
- одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно
рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности,
обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый
резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого
отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С.
Выготского, делает человека существом,обращенным к будущему, созидающему его и
видоизменяющим свое настоящее. Проблема развития творческих способностей
дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и
практиков, работающих в сфере образования.
Пластилинография -
один из новых жанров в изобразительной деятельности (нетрадиционная техника
рисования, который появился сравнительно недавно.
Пластилинография представляет
собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением
нетрадиционных техник и материалов, например, декорирование поверхности
бисером, паетками. Основным материалом в пластилинографии является
пластилин, а
основным инструментом - рука.
Данная техника хороша тем, что
она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну
в деятельность дошкольников, усидчивость, формируется умение поэтапного
планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Актуальность
и новизна программы: является то,
что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной
деятельности – пластилинографией, в которой учтены
возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей
старшего возраста.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики
пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к
усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая
моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике
активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного
планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Основная
цель программы кружковой работы: «Пластилиновое
чудо»:
научить
детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного
искусства – пластилинографией.
Цель:
- привитие эстетического вкуса,
пробуждение творческой активности у воспитанников;
- знакомство с новым видом
аппликации;
-
приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
-обучение
выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи:
Воспитательные:
1. Уважительное отношение к
результатам труда.
2. Интерес к творческой и
досуговой деятельности.
3. Практического применения
правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Развивающие: способствовать
развитию
1. творческих способностей.
2. сенсорики, мелкой моторики
рук.
3. пространственного воображения.
4. технического и логического
мышления, глазомера.
5. способности самостоятельного
выполнения и создания различных поделок.
Обучающие:
1. Овладеть начальными
технологическими знаниями, умениями и навыками.
2. Накопить опыт практической
деятельности по созданию поделок.
3. Владеть способами планирования
и организации досуговой деятельности.
4. Использовать навыки
творческого сотрудничества.
Общепедагогические принципы:
-
принцип систематичности и последовательности:
постановка задач в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому».
-
Принцип цикличности: построение
содержания программы с постепенным
усложнением и расширением от возраста к возрасту.
-
Принцип природосообразности: постановка
задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей: возрастных
особенностей и индивидуальных способностей.
Механизм реализации программы
-
Реализация программы рассчитана на 1
год обучения;
- численность детей в группе от 12
человек, возраст 4-5лет;
-продолжительность занятий- 20
минут, в вечернее время, 1 раз в неделю;
-всего
за год (включая мониторинг) – 28 занятий.
Методы,
в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
-фронтальный:
одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный:
чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой:
организация работы в группах;
-индивидуальный:
индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы организации деятельности детей:
-словесные
(беседа, познавательный рассказ, художественное слово, инструктаж, обсуждение
результатов, поощрение) ;
-наглядные (показ образцов, схем, иллюстраций);
-практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
-игровые (создание игровых ситуаций).
Формы организации деятельности детей:
-тематические
занятия;
-игра-путешествие;
-творческие
занятия;
-игровые
занятия;
-выставки
детских работ.
Использование
ИКТ: мультимедиа, презентации.
Ожидаемые результаты
В
конце года обучения дети должны знать:
-основные
приемы лепки, виды пластилинографии;
-сочетание цвета, композиционное
построение.
Уметь:
-применять
бросовый и природный материал (бисер, паетки, бусины, семена);
-доводить начатое дело до конца.
Перспективный план кружка «Пластилиновое чудо» на2020-2021 гг.
месяц |
неделя |
тема
работы |
цель |
материал |
дополнительный
материал ИКТ мультимедия/
презентация, музыкальное сопровождение |
Ноябрь |
1 неделя |
рельефная
лепка «Российский флаг» |
формировать
знания у детей о Российском флаге – триколоре через лепку. Развивать мелкую
моторику. |
картон,
пластилин трёх цветов (белый, голубой, красный), трубочка для коктейля |
Презентация
«Праздник 4 ноября- день народного единства» |
|
2
неделя |
«Весёлый
ёжик» |
научить
лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, дополняя
бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику рук |
диск
двд, пластилин (зелёный или жёлтый, серый,
коричневый, белый, чёрный); трубочки, зубочистки, стеки, бусинки и
т.д. |
игрушка
ёжика, песенка «Маленький ёжик- четвероножик» |
|
3
неделя |
«Птички-
синички» |
Закрепить
знания о синицах, их характерными чертами и внешнем виде через творческую
деятельность. Развивать познавательный интерес, моторику рук. Научить лепить
птиц из частей в одно целое. |
пластилин
коричного и серого цвета, стеки, семечки для клювиков, бисер для глаз,
зубочистки, трубочки для коктейля |
видео-
презентация о птицах, загадки, иллюстрации |
Декабрь |
1
неделя |
графическая лепка «Заинька» |
Продолжать
учить создавать сказочный образ зайца. Пользоваться разными техниками
пластилиновой живописи. |
Пластилин,
шаблон, салфетка, рисунок зайца в белой шубке |
Презентация
«Как заяц готовится к зиме» |
|
2
неделя |
«Белая
снежинка на ладошку села» |
Используя пластилинографию, учить детей выражать в
художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. |
Пластилин,
доска для лепки, салфетки, салфетки, картон голубого цвета. |
Прослушивание
музыки «Времена года» Чайковский Зимние
мультфильмы |
|
«Елка новогодняя огоньками светится» . |
совершенствовать
приемы лепки. Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Развивать художественное восприятие и мелкую моторику рук |
Пластилин,
доска для лепки, салфетки, картон белого цвета. |
Прослушивание
детских новогодних песен и мелодий Презентация
«Скоро будет новый год» |
|
Январь |
1
неделя |
«Снеговик» |
Продолжать
обучать техническим приемам лепки посредством прямой пластилинографии |
Пластилин,
картон голубого цвета, дощечка для лепки |
|
|
2
неделя |
«Зимняя картина» |
Продолжать
знакомить с понятием «Пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время
года. Учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки, для придания
выразительности объектам. |
Пластилин,
картон, стеки |
Иллюстрации
зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение |
|
3 неделя |
«Варежка» |
Продолжать учить детей работать на заданном
пространстве, не выходя за контур; побуждать детей самостоятельно выбирать
цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла упражнять
приему размазывания пластилина подушечкой пальца. |
Силуэт варежки из картона, пластилин, |
Стих «Маша варежку надела» Воронько. загадки варежка с узором |
|
4
неделя |
«Ветка рябины» |
Продолжать
знакомить с барельефом и горельефом, учить применять средства
выразительности, использовать подходящий материал и технику, добиваясь
сходства с натуры. |
Пластилин,
доска, картон,салфетки, доска |
Картинка
с изображением рябины, ветки рябины |
Февраль |
1 неделя |
«Золотая рыбка» |
Научить
создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную
технику рисования пластилином. |
Пластилин,
картон голубого цвета, доска |
Изображение
золотой рыбки, предварительное чтение отрывка из сказки Пушкина «О золотой
рыбке» |
|
2
неделя |
«Украшение головного убора» |
Познакомить
с бурятским головным убором. Продолжать учить лепить рельефным способом,
добавляя элементы бурятского узора. Развивать фантазию и воображение, чувство
цвета, формы в создании узоров |
Пластилин,
шаблон головного убора, салфетки |
бурятская
шапка с узором, сопровождение бурятских
песен и музыки |
|
3
неделя |
«Галстук для папы» |
Добиваться
точной передачи формы, развивать желание добиваться результатов с помощью
цвета и работы стекой. |
Пластилин,
доска для лепки, салфетки, картон белого цвета;. |
галстук,
картинка с изображением галстука |
|
4
неделя |
«Сова и синица» |
Учить
детей лепить пары выразительных образов контрастных по величине тела и глаз.
Продолжать освоение рельефной лепки. |
Пластилин,
стеки, пуговицы жёлтого и оранжевого цвета, бисер, картон голубого и чёрного
цвета, салфетки; |
картинки
с изображением птиц, игрушка совы, звуковое сопровождение «Голоса птиц» |
Март |
1
неделя |
«Цветы для мамы» |
Продолжать
учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и
бабушкам. Показать варианты изображения цветов разным способом, моделировать
пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск. |
Пластилин,
картонные заготовки разных форм, бусины, бисер, блески, пуговицы, стеки, |
иллюстрации
цветов, букетов |
|
2
неделя |
«Весна идет, весне дорогу» |
Формировать интерес к пробуждающейся весенней природе,
дать представления о первоцветах через творческую деятельность. Продолжать
развивать мелкую моторику рук. |
Пластилин,
доска для лепки, салфетки, картон зеленого цвета. Иллюстрации весенней природы |
Слушанье
музыки весенней природы, презентации, мультимедиа |
|
3
неделя |
«Чайный сервиз для игрушек» |
Познакомить
с лепкой конструктивным способом. Научить детей лепить объёмную посуду.
Развивать мелкую моторику, глазомер, синхронизировать движение обеих рук |
Пластилин,
стеки, колпачки фломастеров или авторучек. бумажные салфетки, |
Видео
презентация «Как делают игрушки», игрушечная посуда |
|
4
неделя |
«Подводное царство» |
Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму
в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую
основу. |
пластилин,
доска для лепки, салфетки картон голубого цвета, |
Иллюстрации
подводного мира, видео «Мир подводного царства» |
Апрель |
1
неделя |
«Серый капитан на корабле» |
Научить
детей лепить кораблики из бруска пластилина отрезая стекой лишнее (уголки
образования носа); дополнять поделку фигуркой мышки. Лепить фигурку
конструктивным способом и размещать его на корабле. Развивать способности к
формообразованию. |
бруски
пластилина, стеки, салфетки; игрушка мышки для обыгрывания сюжета лепки,
картинка |
детские
песенки, чтение стихотворения Д. Хармса «Кораблик»,«Мышонок на корабле» |
|
2
неделя |
«Звездное небо» |
продолжать освоение техники рельефной лепки. Учить
детей передавать образ звездного неба по средствам пластилинографии.
Развивать композиционное и пространственное восприятие. |
размягчённый пластилин разных цветов, картон
синего цвета, салфетки. |
Панно
«Ночное небо, силуэты созвездий», музыкальное сопровождение «Спейс. Космическая
музыка». |
|
3
неделя |
«Пасхальное яичко» |
Познакомить с народным праздником «Светлая Пасха». Украшать
пасхальное яичко в технике пластилиновой живописи; учить смешивать цвета.
Разглаживать в одном направлении. |
Шаблон
яйца из картона, пластилин, паетки |
Презентация
«Пасха красная», музыкальное сопровождение |
|
4
неделя |
«Незабудки» |
Учить детей изображать объект природы, посредством
нетрадиционной техники –пластилинографии; -развивать
чувство формы, пропорций и цвета; |
Пластилин,
доска для лепки, картон |
картинка
с изображением незабудок |
Май
|
1
неделя |
«Бабочки» |
Углублять
знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой
на границе их соединения. Развивать глазомер, зрительное восприятие, мелкую моторику
рук |
Пластилин,
доска, салфетки, картон зелёного цвета |
Презентация
«Бабочки», картинки бабочек, игрушки или прищепки бабочек |
|
2
неделя |
«Муха- цокотуха» колллектив-ная композиция |
Учить детей лепить насекомое в движении, передавая
характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию
коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Развивать
согласованность в работе глаз и рук. |
Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки,
бисер, мелкие пуговицы, коктейльные трубочки |
композиционный элемент – маленький самовар слеплен
воспитателем или игрушка, книги с иллюстрациями знакомой сказки, аудио-сказка
К.И.Чуковского «Муха - цокотуха», игровой набор насекомых |
|
3
неделя |
«Вот
поезд наш едет, колёса стучат» |
Закреплять
умение детей делить брусок пластилина стекой на примерно равные части
(вагончики). Инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими
материалам (колёса из пуговиц, труба из колпачка фломастеров). Развивать
чувство формы и пропорций. |
бруски
пластилина разного цвета, стеки, пуговицы для колёс, колпачки фломастеров для
трубы паровоза, салфетки. |
Игрушки:
паровоз и вагончики, железная дорога, слушание песни «Едет. Едет паровоз»,
просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково» |