23.03.2023
Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Содержание:
1.Введение. Необходимость введения ФГОС ООО.
2. Современные педагогические технологии.
3. Технологии «Педагогическая мастерская».
3.1. Цели технологии «Педагогическая мастерская».
3.2. Научное обоснование технологии «Педагогическая мастерская».
3.3. Сущность технологии «Педагогическая мастерская».
3.4.Принципы и правила ведения Педагогической мастерской.
3.5. Алгоритм технологии «Педагогическая мастерская».
3.6. Типы Педагогических мастерских
3.6.1. Преимущество технологии «Педагогическая мастерская» на уроках русского языка и литературы.
3.7. Результаты технологии «Педагогическая мастерская».
4. Технология «Педагогическая мастерская» в рамках ФГОС ООО.
Технология «Педагогическая мастерская»
Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.
(немецкая пословица)
В современном российском обществе назрела необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Поэтому разработка нового поколения образовательных стандартов – это вызов времени, в котором мы живем. С 2015 года вводится Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, и учителя средней школы должны быть готовы работать с учениками, уже познакомившимися с новыми образовательными технологиями. К таким технологиям принадлежит и технология «Педагогическая мастерская».
Современное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, используя современные технологии; четко осознавать, где и как приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что для этого необходимо? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Подготовка успешного выпускника – главная задача преподавателя. И такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.
Современные педагогические технологии
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Например, толковый словарь дает такое:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, в искусстве.
В других источниках находим:
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Любая же деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова.
Развитие образовательных технологий связано с гуманизацией образования. Термин «образовательные технологии» - более емкий, чем «технологии обучения», так как он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
К современным педагогическим технологиям можно отнести следующие:
технология организации самостоятельной деятельности школьников;
технология организации исследовательской деятельности школьников;
технология организации проектной деятельности школьников;
технология развития критического мышления;
технология диалогового взаимодействия;
технология «Педагогическая мастерская»;
технология кейсов.
Технология «педагогическая мастерская»
Я хочу остановиться на технологии «Педагогическая мастерская», так как, впервые познакомившись с ней в 2000 году, не раз присутствовала на мастер-классах, проводимых преподавателями АППО Санкт-Петербурга, учителями-предметниками. Я считаю, что использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских дает возможность эффективно проводить различные типы уроков.
Одним из «первооткрывателей» технологии «Педагогическая мастерская» в Санкт – Петербурге стала учитель литературы И. А. Мухина. Она пишет: «Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая мастерская»:
Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
- Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
- Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства предприняли попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др. А сама эта необычная система обучения разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
- Личность с новым менталитетом – это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
- Все способны: каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и
т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
То есть, Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская не урок, в мастерской происходит проживание».
В статье «Что такое педагогическая мастерская?» И. А. Мухина приводит следующие принципы и правила ведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера- руководителя мастерской.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменятся самооценкой и самокоррекцией.
- Представление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися – например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя – поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.
Первый этап.
«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. По мнению А. А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».
Второй этап.
Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал – можно со своими добавками.
Можно найти и такое разделение: «самоинструкция и социоконструкция».
«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт.
Третий этап.
«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов
23.03.2023
Сформировать и организовать мастерские на основе исходя из интересов детей и параллельно проводимых по плану мероприятий
Просмотров всего: , сегодня: