25.09.2023
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует
нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего
человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит
воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный
возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь,
именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка.
Целью использования
данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с
другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого
воображения.
Основная
задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в
работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке
сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без
понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые,
бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять
тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения
противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя
многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе
только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил
ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с
применением метода выявления противоречий:
ü Первый этап – определение положительных и отрицательных
свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких
ассоциаций у детей.
ü Второй этап – определение положительных и
отрицательных свойств предмета или явления в целом.
ü Лишь после того, как ребенок поймет, чего
от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений,
вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже
проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно,
раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной
задачи – суть творческой педагогики.
Заключение: Технологический
подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения
дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец
технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии
невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя
опускать.