"Технология Триз"
18.11.2023
Технология ТРИЗ.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей
является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в
50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста
Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для
поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что
творчеству можно и нужно обучать.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас
остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к
дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под
девизом «Творчество во всём».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной
стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие
речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную
программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт,
логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и
мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием
происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство
выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в
различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и
др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих
выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых
идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию
– это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи,
анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо
зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах
используются следующие методы ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают
высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых
фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные,
которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения
дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного
объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение,
речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как
совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно
функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их
взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень
эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.
Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого
объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том,
чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим
нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов,
происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –
газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по
каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и
признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят
в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы
волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков
времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Игры ТРИЗ в детском саду.
Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не
исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:
1.«Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно
разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое
отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды
для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
2.«Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо
применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из
другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого
могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу,
но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
3.«Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по
какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с
карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо,
кого не папа – налево.
Интересные книги по ТРИЗ-педагогике.
В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории
изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете
прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве
случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к
прочтению книг мы можем рекомендовать вам:
¨ «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
¨ «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г.,
ШУстерман М.Н.;
¨ «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного
мышления» Орлов М.;
¨ «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
¨ «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман
З.Г.;
¨ «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С.,
Верткин И.М.;
¨ «ТРИЗ в детском саду» Гин. С..
Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех
сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит
к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое
лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом
возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.
Применение инновационных педагогических технологий в воспитательнообразовательном процессе ДОУ способствует:
¾ повышению качества обучения и воспитания дошкольников;
¾ формированию активности ребенка в познании окружающей действительности;
¾ сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
¾ повышению профессиональных навыков и квалификации педагогов, применению
педагогического опыта и его обобщение;
улучшению и повышению качества образования.
А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается познавательное развитие дошкольника
в соответствии с ФГОС ДО и какие технологии можно использовать в этих
образовательных областях.
Работа с раздаточным материалом №3.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на:
¾ достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и
познавательной мотивации;
¾ формирование познавательных действий, становление сознания;
¾ развитие воображения и творческой активности;
¾ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Таким образом, практика показывает, что для успешного развития дошкольников в
работе с детьми необходимо систематически использовать современные технологии и
сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы с детьми