15.02.2022
Формирование двигательных функций, в том числе и
тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим
предметным миром. Манипулятивные
действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его
общения с взрослым. Таким образом, у
ребёнка формируется предметное мышление
(И.М.Сеченов), «мышление в действии»
(И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его
предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких
движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее
влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной
сторон речи (М.М.Кольцова).
Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка
начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся
вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает
свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким
образом, постепенно развивается в
усложняющейся предметной деятельности и становится не только
воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.
Дети с ЗРР нередко имеют отклонения в развитии общей
моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями
овладевают сложными двигательными навыками.
Очень часто нарушениям речи способствуют такие
диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность
астеневротический и церебрастенический синдромы.
Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над
мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в
кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в
данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию
внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и
активизации необходимых. Когда ребёнок
делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная
деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и
понятийный центры речи.
Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне
достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук.
Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не
вызывают утомления.
Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней,
гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2022
Дата обновления: 24.02.2022
Дата публикации: 15.02.2022