Методические рекомендации для воспитателей по теме «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью».

15.02.2022

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе  взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.  Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым.  Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление  (И.М.Сеченов), «мышление в действии»  (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М.Кольцова). 

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в  усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Дети с ЗРР нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками. 

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический  и  церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи  с этим предусматриваются  воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых.  Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры  речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления. Хочу такой сайт

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

Просмотров всего: , сегодня:

реком для воспит.doc (скачать)

Дата создания: 24.02.2022

Дата обновления: 24.02.2022

Дата публикации: 15.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».