08.02.2023
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:
развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
формирование целостной картины мира;
воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
развитие речи, памяти, творческого воображения.
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:
Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
Неожиданные, смелые варианты решений.
Педагог демонстрирует детям какой-то предмет
Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Организация и проведение мозгового штурма:
Подготовительный этап:
чёткая и понятная формулировка проблемы,
формирование команды участников и распределение ролей,
выбор кандидатуры ведущего.
Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
разработка,
комбинирование,
оптимизация идей.
Заключительный этап:
критический анализ,
оценка,
отбор наиболее ценных идей.
Мозговой штурм в группе детского сада
Во время проведения мозгового штурма из большого числа высказанных вариантов решения отбираются наиболее перспективные идеи
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2023
Дата обновления: 16.02.2023
Дата публикации: 08.02.2023