Технология Триз

08.02.2023

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

формирование целостной картины мира;

воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;

развитие речи, памяти, творческого воображения.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).

Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).

Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).

Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).

Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).

Неожиданные, смелые варианты решений.

Педагог демонстрирует детям какой-то предмет

Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;Хочу такой сайт

развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Мозговой штурм

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

Подготовительный этап:

чёткая и понятная формулировка проблемы,

формирование команды участников и распределение ролей,

выбор кандидатуры ведущего.

Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:

разработка,

комбинирование,

оптимизация идей.

Заключительный этап:

критический анализ,

оценка,

отбор наиболее ценных идей.

Мозговой штурм в группе детского сада

Во время проведения мозгового штурма из большого числа высказанных вариантов решения отбираются наиболее перспективные идеи


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.02.2023

Дата обновления: 16.02.2023

Дата публикации: 08.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».