13.10.2023
"Все увидим ,все узнаем"
Цель: познакомить с прибором -помощником - лупой и ее назначением.
Материалы и оборудование: предметы живой и неживой природы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
Ход эксперимента:
Предлагаем рассмотреть различные объекты природы: песчинки, камешки ,листья и цветы растений.
Как лучше видно - глазами или с помощью этого стёклышка?
В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно).
Этот прибор -помощник называется "лупа".
Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете,где взрослые используют лупы?(При чтении, при ремонте и изготовлении часов ит.д.)
Детям самостоятельно предлагается рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он ,если рассмотреть через лупу.
Выводы: Через стекло лупы можно лучше разглядеть мелкие детали предметов..Стекло лупы увеличивает предметы.
Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем
дошкольном возрасте.
Особое значение для развития личности
дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека,
овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые
обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации,
познавательных действий, становление сознания.
Актуальность технологии:
Детская познавательно-
исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и
развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности
дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,
потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности
детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному
развитию.
Цель: исследовательской деятельности в
детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.
Задачи:
1. Расширять представления детей об
окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей
наук:
2.
Развивать у детей умение пользоваться
приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов (различные емкости).
3.
Развивать
у детей умственные способности: — развивать мыслительные
способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение— формировать способы
познания путем сенсорного анализа
4.
Социально- личностное развитие каждого ребенка:
развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий
Технологию детского
экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника,
способ с взаимодействия окружающей средой, поэтапная практическая деятельность
по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация
данной технологии предполагает использование исследовательского и
деятельностного подходов.
Исследовательский
подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию,
когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе
познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем
Целевые ориентации технологии детского экспериментирования
Направление: познание
ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.
Цель: создание
условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи:
1.Учить
детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать
возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2.
Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3.Учить
детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать
и анализировать их.
4.
Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений,
сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5.Развивать
у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6.Развивать
у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с
алгоритмом.
Концептуальную
основу технологии детского экспериментирования составили следующие
теоретические положения:
— Положения
и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова,
который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности
детей выделяет экспериментирование.
Мотивационная
характеристика технологии детского экспериментирования:
•
технология детского экспериментирования основана на создании особого вида
мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования
дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь
проблемных ситуаций;
• в
основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для
воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы
эксперимента или опыта;
• в
ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы
реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения
детей на каждом этапе;
• в
основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и
ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности
воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или
опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной
гипотезы.
Такая
мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя,
переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт
экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к
аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата
и применения его в жизнедеятельности.
—использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую
сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала
он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
—создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей
удивление, недоумение, восхищение;
—четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в
сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное
видение;
—выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая
любые их предложения;
— развивать способность к
прогнозированию и предвосхищению решений;
—обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности
— умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать,
знакомить с различными научными методами исследования;
— создавать атмосферу
свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
— побуждать к самостоятельной
постановке вопросов, обнаружению противоречий;
— подводить детей к
самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение
делать выбор;
— знакомить с жизнью и
деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей;
А так же:
—
проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его
ошибками работу мысли, поиск собственного решения;
—
восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении
задания, доведении исследования до конца;
—
подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему,
вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою
работу).
—
для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского
коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом
коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и
формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.
Последовательность деятельности
1. Привлечение внимания
детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта
2. Предоставление
возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный
эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого
получается)
3. Формулирование
причинно-следственных связей
4. Самостоятельное
использование оборудования в свободной деятельности
Дети дошкольного
возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение
экспериментирования для психического развития ребенка мы создали в детском саду
лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации
предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:
·
— работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;
·
— использовать материалы, которые часто используются в группе при большом
количестве детей;
·
— не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений
(«испачкаешься», «прольешь»…).
Совместная деятельность воспитателя с
детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми старшего
дошкольного возраста 20 минут, с детьми подготовительной к школе группы
по 20-25 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом
развития и познавательных процессов детей.
Во время занятия
проводится один – два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два
– три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от
сложности).
Структура проведения игры – экспериментировании:
·
— постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
·
— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
·
— проверка гипотез;
·
— подведение итогов, вывод;
·
— фиксация результатов;
·
— вопросы детей.
Для положительной
мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
·
— внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
·
— тайна, сюрприз;
·
— познавательный мотив (почему так?);
·
— ситуация выбора.
После проведения
экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших
дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как
выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре
и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы
дети нашли его самостоятельно.
Работа в лаборатории
находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения
экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из
бросового материала.
Дети все охотнее
обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.Я
считаем, что овладение дошкольниками разными способами знания, в том числе и
экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной,
творческой личности.
Ожидаемый результат. Развитие познавательных
интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное
развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие воспитания,
внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие
обобщения.
Новизна. Новизной данного
опыта является комплексное использование элементов ранее известных и
современных методик детского экспериментирования . И характеризуется
структуризацией практического материала для организации развивающей среды в
группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками
ДОУ.
Основное оборудование в уголке
экспериментирования являются:
·
—
Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
·
—
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл,
керамика).
·
— Природный
материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
·
—
Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
·
—
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
·
— Разные
виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
·
— Красители:
гуашь, акварельные краски и др
При оборудовании уголка экспериментирования
учитываются следующие требования:
·
— безопасность
для жизни и здоровья детей
·
— достаточность
· — доступность расположения.
·
—
Самостоятельность.
·
— Полнота и
логичность ответа.
·
—
Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного
образования: «Ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать
экспериментировать…»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2023
Дата обновления: 13.10.2023
Дата публикации: 13.10.2023