Влияние типов родительского отношения на развитие личности ребёнка
01.06.2020
1.
Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся
без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его
делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой
гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не
включаются в жизнь ребёнка. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к
асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и
привязанности.
2.
Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных
внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке,
запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и
ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к
безынициативности, неумению постоять за себя.
3.
Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским
отношение как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребёнка от малейших
трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют,
восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.
Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний,
стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
4.
Эмоциональное отвержение, при котором, ребёнком тяготятся. Его потребности
игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» -
мачеха, отчим и пр.) считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство им.
Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся
завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к
нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на
развитие ребёнка.
5.
Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребёнке
срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком
стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
6.
Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при
которой от ребёнка требуют честности, порядочности, чувства долга, не
соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребёнка,
возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно
приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребёнка,
а ребёнок боится их разочаровать.
Особого
внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека.
Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов,
касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений
«опека», характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной
стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с
другой - к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности,
выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости.
Авторитарный
(диктат) тип отношений в семье тоже откладывает отпечаток на развитие личности ребёнка:
большинство опрошенных подростков отличаются неадекватно заниженной
самооценкой. Сломленное родителями сопротивление детей, ломает многие ценные
качества личности: самостоятельность, инициативность, веру в себя, чувство
собственного достоинства. Многие не ждут положительного отношения, одобрения и
поддержки со стороны окружающих, они не интересны самим себе, что приводит к
непринятию себя и своих качеств.
Невмешательство
родителей (гипоопека), отсутствие должного контроля за ребёнком. Когда воспитание
детей пускается на самотёк, то это способствует развитию в ребёнке
эмоциональной отчуждённости, в том числе и от родителей.
Неустойчивый
тип родительского отношения к детям содействует формированию таких черт
характера у ребёнка, как упрямство, неуверенность в себе, тревожность,
неустойчивая самооценка, и неустойчивый уровень притязаний. Родители
воспринимают своего ребёнка как собственность, что приводит у него к появлению
чувства “малоценности”.
Родители
пользуются множеством приёмов воспитания в зависимости от ситуации, от самого
ребёнка, от его поведения в данный момент и культуры, к которой они
принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и
постепенно, но упорно внушают ему определённые ценности и вырабатывают
«внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство,
инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством,
родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Родительский
контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных
тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают
право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей
подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности.
В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не
характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и
налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.
Родительская
теплота же указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и
одобрение. Душевная теплота родителей находит своё выражение в том, что они
часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно
меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство.
Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и
просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.06.2020
Дата обновления: 01.06.2020
Дата публикации: 01.06.2020