21.08.2022
Консультация
для родителей
«Игры
и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»
Игра
в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок
социализируется, приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует
словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость,
выдержку, умение уступать, учится дружить. Ребенок в игре осваивает опыт
человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал,
пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается и
хорошее настроение.
Специально предназначенный для
детских игр предмет – это игрушка. Она помогает ребенку осуществить свой
замысел, приближает игру к действительности, развивает ребёнка. Игрушка должна
быть настолько удобной для ребенка, чтобы он мог ей активно манипулировать,
разыгрывая свою роль. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку –
куклу, о которой можно заботиться: кормить, одевать, укладывать спать. Хорошая
игрушка - не обязательно самая красивая. Главное, она должна помогать
осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек – ответственное дело.
В наше время мир игрушек
многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на
несколько видов:
1.
Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда,
предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки
те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Особое место
отводится куклам и фигуркам людей (сказочные человечки, солдатики). Дети во
время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними,
руководят.
2.
Технические
игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов,
транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой
популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они
необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в
пространстве, творческие способности. Большой популярностью на сегодняшний день
пользуются железные конструкторы, где ребёнок закручивает гайки, работает с
настоящим гаечным ключом.
3.
Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть
крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и
др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими,
устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные
с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.
4.
Игрушки – забавы. Это могут быть смешные фигурки человечков, животных,
персонажей мультфильмов. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их
назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать
чувство юмора.
5.
Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует
повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки.
В старшем возрасте дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными
играми (хоккей, футбол, бадминтон, бильярд), овладевают спортивными играми
(бадминтоном, кеглями, городками).
6.
Театральные игрушки. Относятся к образным игрушкам и служат высоким целям:
развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить
действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним
относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы
бибабо), марионетки, тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в
своей работе психотерапевты, логопеды, учителя.
7.
Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки,
изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.
8.
Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги
знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные
вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки
воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость,
целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют
развитию мелкой моторике.
«Антиигрушки»:
что это такое и как с ними бороться?
Часто взрослые покупают игрушки по
своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не
задумываются о педагогической пользе игрушек. Если покупать или дарить ребенку
часто и много игрушек, то они его не будет так радовать, дети не будут ценить и
беречь свои игрушки. Ребенок может с легкостью сломать или выбросить игрушку,
зная, что ему купят новую.
Часто дети просят родителей купить
игрушки, изображающие чудовищ или монстров. Не надо, уважаемые мамы и папы,
путать их с персонажами русских сказок! Там встречаются, конечно, драконы и
чудовища, но они всегда на стороне зла. А положительные герои – богатыри,
например, никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат
детей отличать добро от зла. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины –
скелеты, чудовища участвуют в игре как на стороне добрых, так и на стороне злых
сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро
от зла, «плохих» от «хороших». То, что ребенка привлекают отрицательные
персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности.
«Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к
страданию. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с
игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается
ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.
Для возбудимых детей игра с
чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако
игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует
эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя
запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать
иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков
ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Поэтому, уважаемые родители, не
стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и
способствующие агрессии. Учите детей играть, использовать предметы –
заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием,
необходим педагогически грамотный подбор игрушек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2022
Дата обновления: 21.08.2022
Дата публикации: 21.08.2022