17.01.2022
С целью
повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе
активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
ü здоровьесберагающие технологии;
ü трилингвальная технология
ü игровые технологии;
ü групповой сбор;
ü организация образовательной
деятельности по центрам активности;
ü технология деятельностного
подхода;
ü технология исследовательской
деятельности;
ИКТ.
В своей педагогической
деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на
занятиях
- исследовательский метод,
который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой
друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать,
выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и
ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь
дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно
находить решение в проблемной ситуации.
- обучения организую в форме
игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую
следующие методы и приемы обучения :
- побуждение, стимулирование
деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие
ситуации;
- проблемно-поисковый метод
(помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения
(помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с
одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать
творческую и познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют
мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной
жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;.
Результат: у детей повысился
интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность
запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ,
опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач
дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного
взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы
используются следующие методы:
• методы мотивации и
стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми
опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования,
состязания и др.);
• методы создания условий, или
организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми
опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам
общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
• методы, способствующие
осознанию детьми первичных представлений опыта поведения и деятельности
(рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной
литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
• информационно-рецептивный метод
- предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения
(распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и
диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей,
чтение);
• репродуктивный метод - создание
условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство
их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление
рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
• метод проблемного изложения -
постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов,
наблюдений;
• эвристический метод
(частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении
которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
• исследовательский метод -
составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для
экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования
ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса:
воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок –
воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В
технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и
необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует
развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной,
технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести
диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого
формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным
признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании
информационной компетентности большая часть детей называют источники
информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных
привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать
сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера,
осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии
Считаю, что в работе с детьми
наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии,
использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный
познавательный процесс.
Способ общения – понимание,
признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из
интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть
партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах:
коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом,
индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и
слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня
развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без
жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Предлагаю детям
оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом.
Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную
работу вне занятий.
С целью улучшения психологической
атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к
взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по
интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликаюсь на любую
просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка
в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие,
неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт
«непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В
результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками
педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения:
дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.
Результат: Таким образом,
педагогический процесс в группе, представляет собой единую
личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети
вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют
новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод
проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации,
так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в
работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими
приемами использования данного ресурса. Кроме того, неотъемлемой частью моей
работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание
электронного портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в
дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного
процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на
поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества
требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и
задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся
в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы
изменившимся условиям.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка
важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в
свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные,
дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные,
социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных
процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и
социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе
народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие
функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно
приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление
регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии
театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми
впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру,
формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь,
способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу
сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе
помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять
текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на
повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных
последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра
– это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее
так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания,
умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его
научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные
отношения.
Все формы реализации Программы
могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный
метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных
результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую
разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр
строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим
образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в
своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка
необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена
свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения
своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного
продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только
обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но
становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной
формой самообразования.
Средства реализации
образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
• демонстрационные и раздаточные;
• визуальные, аудийные,
аудиовизуальные;
• естественные и искусственные;
• реальные и виртуальные;
• двигательной (оборудование для
ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
• игровой (игры, игрушки);
• коммуникативной (дидактический
материал);
• чтения художественной
литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный
материал);
• познавательно-исследовательской
(натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том
числе макеты, карты, модели, картины и др.);
• трудовой (оборудование и
инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и
материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
• музыкально-художественной
(детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).